Новый Севастополь: Квест-комнаты АТМОСФЕРА

xvrtFNUQUpk.jpg

Саша и Даша, основатели квест-комнат «Атмосфера». Фото Руслан Коржев

Наконец-то публикую долгожданное интервью с создателями квест-комнат «Атмосфера». Почему долгожданное? Дело в том, что с ребятами нас связывают теплые дружеские отношения и написать о них я хотела еще полгода назад. Тогда мы посетили их квест как клиенты, и тогда же я выслала ребятам вопросы для интервью. Но реальность вносит свои коррективы, и материал видит свет только сейчас.

За полгода многое изменилось. Например, в конце декабря на территории квест-комнат «Атмосфера» открылось миниатюрная и уютная кофейня, где можно не только поболтать за чашкой кофе, но и посетить различные игровые и познавательные мероприятия. А пару недель назад ребята открыли свою третью по счету квест-комнату «Хранители времени». Это первая квест-комната под брендом «Атмосфера» в которой принимают участие живые актеры. Это квест и перфоманс одновременно, и как обещают создатели, очень высокого уровня.

Но давайте вернемся немного назад. За прошедший год в Севастополе произошел бум открытия квест-комнат. Что же такое квест-комнаты? Это новый формат развлечения, пришедший к нам из Будапешта. В Москве первый квест-рум открылся в декабре 2013 года, а затем игра стала проникать в регионы.
Суть игры заключается в том, что твою команду, как правило, от 2 до 4 человек, оставляют в неком замкнутом пространстве. Задача игроков — выбраться из комнаты за 60 минут, используя находящиеся в ней предметы, собственную сообразительность и логическое мышление. Эти правила одинаковы у всех квест-румов, а вот сценарий и атмосфера игры полностью зависит от создателей. Это может быть заброшенная психбольница или декорации нашумевшего фильма, вам могут предложить сбежать из тюрьмы или найти сокровища фараонов. В общем, вариантов море.

e5YyJwzy58s.jpg

Мы с мужем, после посещения квеста «Пиратский трюм» =)

Нам повезло подружиться с ребятами, открывшими одну из первых квест-комнат в городе — «Атмосфера». В наших разговорах часто звучали обсуждения квестов, различные нюансы их проведения и управления таким бизнесом. Но добраться и протестировать квест на себе мы сумели только в октябре. Осенью у ребят открылась вторая комната «Пиратский трюм», ее то мы и решили опробовать лично. Забавно было почувствовать на себе результат работы людей, которых знаешь, и ощутить в игровой форме, сколько сил вложено в создание этой обстановки.

Небольшой отзыв от меня, о посещении квеста «Пиратский трюм». Итак, мы оказываемся на пиратском корабле, нас захватили в заложники и бросили в трюм, а тем временем корабль, на котором мы находимся, медленно идет ко дну и уже через час утонет. Поэтому нам нужно напрячь мозг и найти способ выбраться на волю. Дальше ничего рассказать, к сожалению, не могу, так как это уже будут спойлеры, могу только описывать свои ощущения. Простите за тавтологию, но с атмосферой в «Атмосфере» полный порядок. Очень правдоподобно и качественно выполнен трюм корабля. Находясь в комнате, веришь, что ты действительно на пиратском судне. Освещение и музыкальное сопровождение делают свое дело, и ты погружаешься в игру полностью. По ходу действия приходится решить не одну задачку, некоторые даются не так уж сложно, а другие заставляют вскипеть мозг =) Мы в итоге не успели выбраться за час, у нас вышло на пару минут больше, зато выбрались мы все — таки сами, отгадав все загадки (пусть некоторые и методом тыка). При бурной фантазии могу себе позволить помечтать, что, если бы мы задержали дыхание (все таки всего пара минут), то успели бы спастись с тонущего корабля =)

На днях «Атмосфера» отмечает год с начала работы  в Севастополе. И я пользуясь возможностью, традиционно задам ребятам пару вопросов. Мы поговорили на тему, как открыть свой бизнес в Крыму. Это интервью я публикую в новом для меня формате: не вопрос-ответ как обычно, а текст разделенный на смысловые части.  Интересно, как будет восприниматься такой результат моей работы =)

 

sanJm8ehjnA.jpgВыбор ниши и начало работы
Перед переездом, еще когда мы находились в Ульяновске, думали что нам делать в Севастополе, после того как здесь окажемся. У нас было несколько идей. Но особенно нам понравилась мысль открыть квест-комнаты. Мы сами узнали об этом развлечении, не так давно, были под впечатлением и решили попробовать начать с этого формата. Получается, меньше чем через месяц после нашего первого посещения квест-рума мы стали готовиться к открытию своего в Севастополе.
Наш совокупный опыт работы в сфере маркетинга порядка 11-12 лет. По сути нам было не важно, какую сферу выбирать. Зная уровень крымского рынка в отношении маркетинга, мы понимали, что можем успешно конкурировать в любой. В Севастополе на тот момент не было подобного вида развлечений, поэтому мы решили предложить городу что-то нестандартное, новое и популярное в России.
На тот момент в Симферополе уже было открыто два квест-рума и мы смотрели, как идут у них дела. Изучили ведущих игроков рынка в России, чем ребята занимаются, что предлагают. В общем — изначально провели базовый анализ индустрии, а потому уже, когда приняли для себя решение о переезде, стали писать сценарий. Приехав в Севастополь, стали собирать команду под строительство и заниматься маркетингом.
В Севастополе есть некоторые особенности ведения бизнеса. К примеру, слабая развитость интернета как рекламного канала поначалу создала сложность в поиске информации о возможных партнерах и подрядчиках. В сети были далеко не все данные, часто указаны старые телефонные номера. Было сложно найти что-то определенное и уж тем более заказать в интернете. Приходилось ходить ножками, встречаться лично расспрашивать…Вопросы в письмах решались очень долго или не решались вообще, только в личном общении можно чего-то добиться. Еще одна южная особенность — медитативная нерасторопность:) Были сложности с поиском строительной бригады, мы видели, что для рабочих это несвойственный формат — постройка квестов. В общем, много моментов… Но мы искали способы, адаптировались и успешно запустились через 2 месяца с момента приезда в Крым. Подобные сроки для данного формата развлечения можно сказать рекордные :)

IMG_5011.JPG

Интерьер квеста «Пиратский трюм»

Написание сценария
Сценарий мы придумывали сами с нуля. Это был новый для нас интересный опыт. Когда создаешь квест, можно вдохновляться очень многим. Например, играми или книгами, но нас в большей мере вдохновляли фильмы. Мы выбирали фильмы, которые сами любим или, которые являются культовыми, и они нас наводили на образ квеста.
Мы изначально старались исключить классические квестовые сценарии, вроде тюрьмы или клиники, создать оригинальную неповторимую историю, так как знали, что помимо нас в Севастополе со временем начнут открываться другие квесты, скорее всего со стандартной историей. Так и произошло. Сейчас, спустя год после открытия на рынке Севастополя существует порядка 10 квест-комнат, большинство из них с похожими историями. У нас продукт оригинальный.

Маркетинг
Рынок Севастополя и Крыма в целом благодатен тем, что здесь все еще очень хорошо работают стандартные, недорогие в сравнении с Москвой, Питером и другими крупными городами России, каналы рекламы. Нет перенасыщенности, тем более качественными решениями. Можно просто создав визуально привлекательный рекламный образ, обратить на себя внимание. В качестве каналов мы в основном используем наружную рекламу с нестандартными плакатами по типу постеров для фильмов; цифровой канал (сайт с системой онлайн бронирования, социальные сети); кросс-маркетинг (способ продвижения товара, когда несколько компаний реализуют совместные программы). Это основное. Важное значение имеют рекомендации наших гостей, так сказать, реклама из уст в уста. Помимо продвижения, для нас это хорошая обратная связь для понимания, что мы делаем свое дело не зря.

Отношения с конкурентами.
Спустя год с начала нашей работы в Севастополе есть ощущение, что рынок перенасыщен квестами. Сейчас их в городе порядка 10. Мы отличаемся нестандартным сценарием игры и выделяемся на рынке среди своих конкурентов. Не у всех такая же хорошая посещаемость как у нас. Многие сталкиваются с проблемами в маркетинге и управлении. В Севастополе не так много качественных, интересных развлечений, поэтому, по сути 5-6 квест-румам вполне хватит места в городе. Именно поэтому «Атмосфера» и другие квест-румы поддежривают друг друга, рекламируют. Главное здесь, чтобы квесты были качественные, чтобы создатели стремились к развитию. Неинтересные и неантуражные истории отбивают дальнейшее желание играть где-бы то ни было.

Интерьер «Атмокафе» на территории Квест-комнат «Атмосфера». Фото Екатерина Фирюлина

Особенности клиентов в Севастополе.
Клиенты в Севастополе поначалу отличались от гостей квест-румов других городов. Люди только знакомились с форматом, а мы же занимались тем, что образовывали свою аудиторию. Севастопольцы — благодарная публика, потому что раньше таких развлечений они не видели и были в восторге.
Рынок квестов в Севастополе тогда находился на зачаточном этапе, людям было сложно воспринимать этот вид развлечений. Им хотелось больше конкретики, контроля и подарков по результатам прохождения. Но по истечению 3-4 месяцев, многие стали воспринимать их лучше и даже успешнее проходить.
Это развлечение охватывает очень широкую аудиторию, начиная от детей, заканчивая пожилыми людьми. Как правило, есть основные группы клиентов: либо это компании друзей в возрасте 20-30 лет, либо это семьи с детьми-подростками.
Кстати, в «Атмосфере» есть еще своя кофейня – «Атмокафе», где особенно удобно настроиться на игру или отдохнуть после нее как детям, так и взрослым.

Дальнейшие планы
Мы видим очень хороший отклик со стороны аудитории, желание с нами сотрудничать. Начинали только вдвоем, делали все вместе, но теперь понимаем, что проект развивается, появляется много новых направлений и идей в рамках проекта «Атмосфера». Сама жизнь предлагает новые возможности. Так, у нас появилось несколько перспективных инвесторов и партнер, который стал частью команды и хочет с нами продолжать развивать проект и развиваться вместе с ним.
Сейчас мы освоили 200 квадратов, которые у нас были изначально, это три квеста и кофейня. Мы хотим открыть еще 1-2 квеста в Севастополе, но уже на новой территории. Так же думаем выносить наш проект за пределы Крыма, поэтому занимаемся созданием максимально комфортных условий для продажи франшизы. Мы хотим продавать франшизу в России и возможно в дальнейшем зарубежом. В рамках франшизы будем делать акцент на маркетинг, не только в силу специфики своего опыта, но и потому что это действительно работает.

Наш совет начинающим предпринимателям в Крыму и вообще
Труднее всего — совершить первый шаг в сторону неизвестности. Если никогда не занимался своим делом, то сколько бы ты ни готовился, строил планы и анализировал, всегда будут неожиданные повороты, многое перестанет зависеть от тебя. Совершенно нормально, что страшно, что присутствуют сомнения, но все решаемо. Это удивительный опыт, меняющий сознание, ум становится живым, появляется ощущение свободы.
В любом бизнесе нужно большое внимание уделять маркетингу как основному работающему инструменту продвижения и продаж. За счет него можно выделиться на фоне конкурентов и сохранить аудиторию. Относительно аудитории мы советуем формировать свое сообщество. Основная реклама, которая работает и не только в Крыму, это сарафанный маркетинг. Если ты делаешь качественный продукт и создаешь позитивное отношение целевой аудитории, то они клиенты к тебе придут и приведут своих друзей. Поэтому важно не просто продавать какой-либо продукт или услугу, но создавать дружественное пространство для общения. Для нас это больше, чем история получения прибыли, это наша миссия по развитию себя и мира вокруг.

Спасибо Саше и Даше за ответы! 

Квест-комнаты «АТМОСФЕРА» находятся по адресу г. Севастополь, ул. Щербака, 1. (на территория центрального рынка).
Сайт квест-комнат, сообщество в Вконтакте и Инстаграм.

Граффити на вход в квеструм «АТМОСФЕРА», работа Алексея Кислова

Похожие темы: